Владимир Николаев: Московский экономический форум-2015. Интеграция производства, науки и образования. Опыт фабрикантов Российской Империи, современный отечественный и зарубежный опыт.
Рейтинг: 10 пользователей оценили эту статью Средняя оценка: 5.0
Отправлена: gornovS, в 27/01/2016, в категорию "Наши партнеры"
эта статья была просмотрена 42156 раз
Краткое содержание:

Владимир Николаев: Московский экономический форум-2015. Интеграция производства, науки и образования. Опыт фабрикантов Российской Империи, современный отечественный и зарубежный опыт.

В условиях господства рыночного фундаментализма в России идет цепная реакция деиндустриализации, при которой,- как было заявлено на Московском экономическом форуме-2015  директором Института нового индустриального развития имени С. Ю. Витте Сергеем Бодруновым,- "происходит снижение квалификации персонала, утрата им навыков и умений, понижение квалификационного уровня, утрата профессий и компетенций".

Каким образом Россия сможет перейти от деиндустриализации к новой индустриализации?

Если подавляющее число выступавших на Форуме говорит, что в современной России наблюдается деиндустриализация, что средний класс не возникает, экономика монокультурная, достойных современного человека рабочих мест создаётся мало, а доля неквалифицированных гастарбайтеров в экономике зашкаливает, если медицинское обслуживание неудовлетворительное, население беднеет, школы и больницы закрываются, то нужно искать генетический дефекты общества, без исправления которых современная Россия конкурентной и процветающей страной не станет. 

На Форуме довольно часто выступавшие пытались найти эти генетические дефекты, сравнивая современную Россию и СССР. Такой подход позволяет выявить некоторые плохие гены современной России, но не все. Потому что в экономическом и социальном устройстве СССР были свои изъяны. При выявлении генетических дефектов современной России наверное было бы целесообразнее сравнить её с Российской Империей. И ниже такое сравнение иррационального с рациональным будет сделано. 

Фундаментальные основы интеграции производства, науки и образования в целом известны. Для чистоты опыта сравнения современной России с Российской Империей по теме интеграции производства науки и образования рассмотрим выступления на Форуме нейтральных зарубежных докладчиков.

О такой интеграции в Японии участникам четвёртого пленарного заседания Форума доложил исполнительный директор МВФ от Японии \2007 - 2010 гг\  Дайсуке Котегава. По его словам, в Японии основные технологические дисциплины преподаются в университетах, там же осуществляются и научные исследования. Финансирование осуществляется из двух источников. Первый - доходы Почтового банка. Отделения Почтового банка распространены по всей стране и с помощью специальной системы для стимулирования вкладчиков собирают большие деньги. Второй источник средств - это громадные средства пенсионных фондов. Закон об использовании средств пенсионных фондов был принят в Японии 15 лет назад. С тех пор проблем с финансированием науки и образования нет. Программа финансирования исследований и образования управляется финансовым бюро при Министерстве финансов Японии.

Ещё один нейтральный докладчик профессор London Metropoliten University Алан Фриман. Выступая на Форуме, он попытался показать зависимость между новыми технологиями, с одной стороны, и изменениями в производстве и образовании, с другой. Вот этот фрагмент выступления профессора Алана Фримана: "Когда возникает новая технология, вы реорганизуете все старые системы на новой основе. Например, если вы разрабатываете информационный сектор, вы развиваете на новой основе сектора обслуживающие. Производство и образование поднимается на новый уровень". Политэкономов со стажем такая простота исполнения интеграционных мероприятий в заблуждение ввести не может. На мякине их не проведёшь. Они твёрдо знают, что производственные отношения, существующие в России на данный момент, реализоваться на практике таким моделям не дадут. Профессор Алан Фриман тоже это знает. Поэтому главным условием внедрения интеграционной связки в реальную жизнь считает даже не наличие ресурсов, а наличие политических решений и политической воли в принятии и реализации таких решений..

Материалы о рациональной интеграции производства, науки, образования и культуры в Российской Империи для данной статьи любезно согласились предоставить потомки российских фабрикантов Дмитрий Петрович Абрикосов и Александр Дмитриевич Коншин.

Дмитрий Петрович Абрикосов, председатель Совета старшин РОО "МКО", член московского городского Совета НКО "Общественные Советники города Москвы. 

Некоторые фрагметы текста, предоставленного Дмитрием Абрикосовым.

Наша семья вышла из крепостных крестьян Пензенской губернии в 1812 году. С тех пор мои предки своими руками, смекалкой и трудолюбием добивались успеха в кондитерском производстве, чайном деле, банковском и страховом бизнесе. До 1917 года конфеты, вафли и печенья различных сортов выпускались в серийных упаковках, пропагандирующих русскую природу, историю и родную литературу.

Основатель династии - Алексей Иванович Абрикосов \1824 - 1904 гг.\, купец, промышленник, отец огромного семейства \ у них с супругой было 22 ребёнка \, не получив в начале жизни законченного школьного образования, получил знания на практической работе, впоследствии более 35 лет служил на ниве развития коммерческого образования России, став основоположником системы высшего коммерческого образования нашей страны. За эту общественную работу он был удостоен многих государственных наград и знаков отличия, получил чин действительного статского советника.

Сегодня возрождённое предприятие "Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей" выпускает конфетные наборы высокого качества под товарным наименованием "Пушкинъ". В каждой такой коробке шоколадных конфет лежат открытки со стихами великого русского поэта. 

Александр Дмитриевич Коншин, старшина Московского купеческого общества.

Некоторые фрагменты текста, предоставленного Алесандром Коншиным.

Интеграция производства, науки и образования. Исторический опыт экономического развития наглядно демонстрирует наличие такой связи в Российской Империи. Появление первых мануфактур, фабрик и заводов в 18 - 19 веках стимулировало организацию при фабриках ремесленных училищ, школ. Вспомним реформы образования Александра Первого в 1803 - 1804 гг.

Вспомним создание первой школы и ремесленного училища в самом начале 19 века при Трехгорной мануфактуре Т. В. Прохорова, которые послужили импульсом создания при фабриках \ Коншина, Морозовых, Коновалова, Абрикосова и др.\ образовательных комплексов, химических лабораторий, исследовательских центров, вплоть до ЦАГИ \ Рябушинского \, реальных и коммерческих средних и высших учебных заведений на средства предпринимателей. Это было возможно, ибо это были запросы частного капитала, основанного на законной собственности, созданной собственным трудом или трудом их отцов и дедов. Это было возможным, ибо государство в лице самодержца и правительства всемерно стимулировало и поддерживало образование в стране. При этом само активно участвовало в развитии образования, вкладывая огромные средства. Так, с 1908 года государство выделяло на нужды образования ежегодно 20 млн. рублей. Ежегодно по всей стране вводились в строй 5 - 6 тысяч школ начального  образования, открывались прикладные и профильные высшие учебные заведения.  

Нить, связывающая в единое целое производство, науку и образование, неразрывна и бесконечна. Она также, неминуемо, захватывает в свою орбиту и культуру, и спорт. Конец 19 века. Появляются первые автомобили, первые спортклубы проводят автогонки. Промышленники создают новые заводы, в том числе легендарный ЗИЛ \ Завод АМО \. Среди учредителей Рябушинские, мои деды \Коншин А. Н. и Второв Н. А.\ и другие. ЗИЛ - это не только 70 тысяч рабочих мест в Москве, но и рабочие места во многих городах России. ЗИЛ - это квалифицированный труд, это образование. А теперь деиндустриализация: всё под корень.

Последнее предложение вводит нас уже в зону иррационального. В современной России на пути к коммерческому успеху предприниматель сталкивается с массой препон. Например, лицензии и повышение их стоимости, введение ограничений на некоторые виды деятельности с помощью увеличения необходимых размеров торгового зала, размеров складских помещений, требования по увеличению уставного капитала, запредельные ставки арендной платы, периодические перерегистрации уставных документов, принудительная смена статуса юридического лица, неподъёмные проценты по кредитам, монопольное положение торговых сетей. Не смог бы в современной Москве Алексей Иванович Абрикосов в течении одной жизни создать с нуля дело, прославившее фамилию Абрикосов,  подняться от крестьянина до действительного статского советника. Никто, говоря политэкономическим языком, не позволил бы Алексею Ивановичу прямо и непосредственно соединить свою рабочую силу со средствами производства и делать сладости. Какие-нибудь препоны да нашлись бы.

Настала пора срывать маски. Представителей монополистического капитала, господствующего в России, проблемы народонаселения, проблемы малого и среднего бизнеса особо не волнуют. Им нужна резервная армия труда. Поэтому гражданское общество должно заставлять представителей этого капитала раскошеливаться на общественные нужды. 

В выступлении на Форуме первого заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олега Смолина также говорилось об изъянах социальной и экономической политики, о препонах, закрывающих путь российской молодёжи к социальным лифтам.

О чём сокрушался Олег Смолин на Форуме? Да о том, что закрыты 26 тысяч школ, предполагают закрыть 40% вузов, 80% филиалов вузов, прекратили работу в России два электронных университета, 200 тысяч человек зарегистрировались на курсерах иностранных порталов. Лучших из россиян зарубежные кадровые агентства из России увезут.

Для успешной России нужна новая промышленная политика и новая социальная политика. 

автор: Владимир Николаев,  Сергей Горнов, ДИАЛОГ.ru (http://www.dialog.msk.ru)

Фото ДИАЛОГ.ru (http://www.dialog.msk.ru)

 

 


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель
Комментарии отправлены Aleksandr on Friday, May 15, 2015 7:47 PM
Статья весьма актуальна, поднимает важнейшие вопросы будущего России, развития экономики, образования и науки. Следовало бы провести по данной теме широкую дискуссию, ибо в споре рождается истина, к которой стремиться здоровое человечество.
Призывы к современным олигархам "раскошеливаться на общественные нужды" не имеют смысла. К сожалению, природа не та происхождения капитала, морали, нравственности и менталитета.

Отправьте Ваши комментарии
Name:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса