Российская фармацевтическая отрасль не готова к старту всеобщей маркировки. -- Комментарий генерального директора Ассоциации Российских фармацевтических производителей, эксперта ТПП РФ Виктора Дмитриева

Отправлена: ser, в 06/08/2019, в категорию "Новости бизнеса и компаний"

Краткое содержание:

Российская фармацевтическая отрасль не готова к старту всеобщей маркировки

 

На сегодняшний день  качественная реализация столь важной для производителей и общества задачи,  как маркировка лекарственных препаратов, стоит под вопросом. Проект должен стартовать по всей стране 1 января 2020 года, а по программе 7 ВЗН (высокозатратных нозологий) с 1 октября текущего года.  Ситуацию комментирует генеральный директор Ассоциации Российских фармацевтических производителей, эксперт ТПП РФ Виктор Дмитриев.

 

 

Российские фармопроизводители серьезно обеспокоены сложившейся ситуацией вокруг маркировки лекарственных препаратов. 31 декабря 2019 года должен завершиться эксперимент и с 1 января 2020 года  производители должны начать жить по-новому:  маркировать все медицинские препараты. При этом итоги пилотного проекта будут подведены только в феврале 2020 года

 

Российская фармацевтическая отрасль не готова к старту всеобщей маркировки. Срок введения маркировки для лекарственных средств должен обсуждаться отдельно, ошибочно приравнивать фармацевтическую продукцию к шубам, табачным изделиям и обуви. Если сейчас не предпринять серьезных мер, то в начале 2020 года может произойти рукотворный коллапс, связанный с дефектурой лекарств,  последствия которого могут быть социально опасны.

 

Цель эксперимента по маркировке лекарственных средств – повысить прозрачность движения и учета медицинских препаратов, исключить из оборота контрафактную продукцию.  Изначально, согласно  поручению  Президента РФ от  2015  года,  планировалось поэтапное внедрение автоматизированной системы мониторинга лекарственных средств. Также говорилось о безвозмездной  передаче данных кодов маркировки, и  мы рассчитываем,  что она такой и будет.

 

Но в ходе эксперимента появилась сумма  в  50 копеек плюс НДС за один код. С одной стороны, сумма небольшая, но в общем объеме по лекарственному рынку – это 3,5 миллиарда рублей в год. Под обязательную оплату кода не попадают только те препараты, которые дешевле 20 рублей. Если цена лекарства будет на 2 копейки выше, то оно станет дороже как минимум на 60 копеек, а то и больше. А это те самые препараты, которыми ежедневно пользуются социально уязвимые слои населения. Такая мера достаточно ощутимо ударит по кошельку в первую очередь пенсионеров, малоимущих и многодетных семей.

 

Аптека – это социально значимый объект плюс бизнес, соответственно, маленькие не сетевые предприятия, скорее всего, закроются.  Производитель среднего предприятия, при выпуске в год около 40 млн. упаковок,  за коды маркировки  должен  будет заплатить примерно 20 млн. рублей плюс 2 млн. рублей НДС. Это приведет к тому, что с производства будут  сняты лекарственные препараты нижнего ценового сегмента, которые попросту окажутся нерентабельными.  Сложившейся ситуация  повлечет за собой сокращение рабочих мест, т.к. производитель лекарственных препаратов будет вынужден экономить практически на всем. 

 

Россия единственная в мире страна, у которой в общем маркировочном коде стоит криптозащита,  однако  до сих пор нет однозначного мнения по оптимальному количеству знаков в «криптохвосте». Действующее Постановление Правительства РФ №1556 от 14.12.2018 г. «Об утверждении Положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» закрепляет 88 знаков, но в ходе тестирования такая длина  приводит к большой отбраковке при печати и финансовым потерям. На сегодняшний день оператор готов сократить число знаков вдвое, но это принципиально не решает проблемы.  Мы настаиваем на четырехкратном сокращении, как на более приемлемом варианте маркировочного кода. Сегодня при тестировании процент брака составляет 20-30%,  а в некоторых случаях доходит до 89%, при норме в 0,5 -1%. Кроме этого снижается производительность, растёт себестоимость и как следствие, повышается конечная отпускная цена препаратов.

 

Правила проведения  эксперимента по маркировке лекарственных препаратов постоянно меняются вместе со сменой оператора,  при этом отсутствует четкая нормативно-правовая база. Огромные финансовые затраты, которые несет отрасль, никто компенсировать не собирается.

 

В связи со сбоями в процессе эксперимента, отсутствием диалога и взаимопонимания  с оператором, пробелами в  нормативной базе,  российские фармопроизводители настаивают на проведении  Парламентских слушаний по необходимости переноса вступления в силу «Закона об обязательной маркировке лекарственных средств»  с 1 января 2020 года на более поздний срок, когда все детали проекта будут более проработаны.

 

Итоги и перспективы внедрения единой автоматизированной базы мониторинга медикаментов и формирования прозрачной системы контроля качества лекарств совсем нерадостные. На сегодня вопросов больше, чем ответов: когда будет утверждена техническая документация? Какова конечная длина криптокода? Будут ли назначены парламентские слушания? Состоится ли детальный анализ проделанной работы? И стоит ли перенести старт маркировки лекарственных средств на неопределенный срок до устранения острых проблем и получения ответов на все эти вопросы?

 


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Имя:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса