«Таможенное законодательство: основные препятствия и их преодоление на пути ввоза и вывоза ювелирных изделий в России».
Рейтинг: 3 пользователей оценили эту статью Средняя оценка: 5.0
Отправлена: admin, в 11/11/2008, в категорию "Дискуссии и полемика "
эта статья была просмотрена 345482 раз
Краткое содержание: Доклад представлен 31 октября 2008 г. в рамках Деловой программы выставки Гильдии ювелиров России в Манеже (30.10.08-03.11.08). Автор: Евгений Агейкин, руководитель отдела продаж компании «Юнитрейд»

 
«Таможенное законодательство: основные  препятствия и их преодоление на пути ввоза и вывоза ювелирных изделий в России».
 
По данным исследователей ювелирного рынка РФ за годы, прошедшие после принятия в 1991 году закона об отмене государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, количество физических и юридических лиц, занимающихся  импортом ювелирных изделий, резко увеличилось. Значительно расширилась сеть ювелирных предприятий, которые занимаются производством ювелирной продукции с целью последующего экспорта в страны ближнего и дальнего зарубежья. Оживлению золотого рынка способствует сразу несколько причин. Доллар, кажется, надолго расстался с имиджем надежного инвестиционного инструмента. Евро все еще никак не обретет должную популярность. Банки по-прежнему, воспринимаются с изрядной долей недоверия, несмотря на все меры по повышению страхования вкладов. Вот и вкладываются наши сограждане в золото и драгоценные камни. Помимо инвестиционных функций, изделия из драгоценных металлов покупают и в качестве подарков, как предмет коллекционирования и просто как элемент имиджа.
 Сейчас рынок динамично развивается, его прирост составляет 30% в год. Такой динамичный прирост объясняется во многом ростом благосостояния населения, что позволяет тратить деньги на предметы роскоши, а так же привычкой наших сограждан вкладывать сбережения в ювелирные украшения. В последнее время резко увеличилось число импортных ювелирных изделий на прилавках. Известно, что при выборе любого товара потребитель ориентируется по двум основным критериям - это качество товара и его цена. Известно, что в качественном отношении российские ювелирные изделия, как массового производства, так и эксклюзивные, не уступают продукции из Турции, Таиланда, Китая и других стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии (а именно оттуда идет львиная доля как легальной, так и контрабандной продукции). Следовательно, остается ценовой критерий, по которому российские производители полностью проигрывают коллегам из названных регионов мира. Изделия иностранных производителей сегодня обходятся намного дешевле, поскольку за рубежом ниже налоги. Сегодня российский рынок защищен от импорта 20-процентной пошлиной. Кроме того, дизайн отечественных ювелирных изделий часто оставляет желать лучшего и не может конкурировать с западными аналогами.
Зачастую рост производства ювелирных изделий отстает от роста импорта в 2-3 раза.
 
Данный семинар рассчитан на аудиторию, которая планирует заниматься ввозом и последующей реализацией ювелирных изделий и драгоценных и полудрагоценных камней. После того как импортёр определился с поставщиком драгоценностей и убедившись, что качество товара соответствует заявленным характеристикам, как правило, между двумя сторонами подписывается внешнеторговый контракт, в рамках которого будет осуществляться поставка драгоценностей. Несмотря на достаточный опыт (с 1991 г.) осуществления российскими предпринимателями права самостоятельного выхода на международный рынок, по-прежнему допускаются ошибки при заключении и формировании условий внешнеторговых контрактов ввиду несерьезного и невнимательного подхода к данному вопросу, что является причиной возникновения убытков у российской стороны контракта и применения к ней соответствующих санкций российскими государственными органами.
Во многом этому также способствует: несовершенство российского законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность; редкое участие российских предпринимателей в различных конференциях, симпозиумах и семинарах, посвященных вопросам внешней торговли; часто встречающаяся экономия на услугах профессионального юриста по причине распространенной позиции российских участников торгового оборота, согласно которой прибегать к услугам квалифицированного специалиста в области внешнеторговой деятельности на стадии заключения и формирования условий контракта вовсе не обязательно; "коммерческой" юридической и экономической литературе, так широко сейчас распространенной. От того, насколько четко, грамотно и умело в правовом смысле составлен и заключен тот или иной договор, зависит экономический, материальный и финансовый интерес его контрагентов, а также защищенность от фискальных и правоохранительных органов.
После того как контракт подписан и стороны удовлетворены условиями контракта начинается самое интересное, процесс импорта. Так как драгоценности груз довольно специфичный, то согласно Указу № 742 от 21 июня 2001 года  Президента РФ «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, необработанных драгоценных металлов, руд и концентратов драгоценных металлов (код ТН ВЭД 2616), лома и отходов драгоценных металлов (код ТН ВЭД 7112), осуществляется на специализированных таможенных постах и в специализированных отделах таможенных органов Российской Федерации с обязательным участием государственных контролеров Министерства финансов Российской Федерации
Создание специализированных таможенных постов и специализированных отделов таможенных органов Российской Федерации, которые производят таможенное оформление драгоценных металлов и драгоценных камней, осуществляется Федеральной таможенной службой по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Таможенные органы Российской Федерации, расположенные в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, вправе совершать таможенные операции, связанные с оформлением процедуры внутреннего таможенного транзита, международного таможенного транзита и реэкспорта (в случае если к таможенному режиму реэкспорта заявляются драгоценные металлы и драгоценные камни, прибывшие на таможенную территорию Российской Федерации, находящиеся в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации либо в иной зоне таможенного контроля, расположенной в непосредственной близости от пункта пропуска, и не помещенные под какой-либо таможенный режим или специальную таможенную процедуру).
Специализированные таможенные посты:
1.     ЦАТ, т/п Специализированный Москва
2.     ЦАТ,Северо-Западный акцизный т/п (Специализированный)
3.     ЦТУ, Смоленская таможня, Заднепровский т/п (Специализированный)
4.     Уральское таможенное управление, Екатеринбургская таможня, т/п Малахит (Специализированный)
5.     Дальневосточное таможенное управление, Магаданская таможня, т/п Аэропорт Магадан (Специализированный)
Как правило, драгоценные металлы и драгоценные камни перевозят воздухом, поскольку груз очень дорогой и требует особых условий транспортировки. Чтобы драгоценности доставить из аэропорта на специализированный таможенный пост требуется произвести Внутренний таможенный транзит.
Согласно статье 79 ТК внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
 Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (статья 92), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей.
Важно отметить, что ВТТ осуществляют специализированные таможенные перевозчики, имеющие лицензию на данный вид деятельности. Сегодня действуют несколько таких таможенных перевозчиков: ТБСС, СТС, ФГУП ГЦСС (Главный Центр Специальной Связи), Росювелиртранс, Инкахран и т.д.
После того как все формальности произведены на пограничной таможне, например, в аэропорту, дальше таможенные перевозчики доставляют груз на СТП, где необходимо будет зарегистрироваться в качестве импортёра (в приложении указаны необходимые документы).
 
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ, А ТАКЖЕ ИНЫХ ОСОБО ЦЕННЫХ ТОВАРОВ НА СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОМ ТАМОЖЕННОМ ПОСТУ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АКЦИЗНОЙ ТАМОЖНИ
 
Технологическая схема производства таможенного оформления и таможенного контроля драгоценных металлов, драгоценных камней, а также иных особо ценных товаров (далее - технологическая схема), оформляемых на Специализированном таможенном посту Центральной акцизной таможни (далее - СТП), разработана в соответствии с требованиями Таможенного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О таможенном тарифе", Указа Президента Российской Федерации от 20.07.1997 N 740 "О порядке ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации необработанных природных алмазов и бриллиантов и некоторых вопросах функционирования внутреннего рынка необработанных природных алмазов", Указа Президента Российской Федерации от 21.06.2001 N 742 "О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", Закона Российской Федерации от 15.04.93 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.1998 N 15 "О порядке организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2001 N 322 "Об утверждении положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей", совместного Приказа ГТК России, Минфина России и Минэкономики России от 12.01.2000 N 18/3н/12 "Об утверждении типового положения о специализированном таможенном посте по оформлению ввоза на территорию Российской Федерации и вывоза с территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней", совместного положения ЦБ России от 06.10.93 N 02-29/35, Минфина России N 11-05-02 и ГТК России N 01-20/10075 "О порядке вывоза и пересылки из Российской Федерации и ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации" в редакции совместного письма ГТК России, Минфина России и ЦБ России от 06.09.96 N 01-23/16223, N 11-05-02, N 326 соответственно, Приказов ГТК России от 16.05.2001 N 442 "Об утверждении типовых правил таможенного оформления и таможенного контроля", от 18.12.2001 N 1186 "О таможенном оформлении аффинированного золота и серебра, экспортируемого кредитными организациями", от 10.03.1999 N 158 "О временном порядке таможенного оформления необработанных природных алмазов и бриллиантов, аффинированных драгоценных металлов", от 29.12.1995 N 796 "О распределении компетенции по контролю таможенной стоимости и валютному контролю", от 27.08.1997 N 522 "Об утверждении правил применения порядка определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации", от 22.08.2001 N 833 "О таможенном оформлении драгоценных металлов, драгоценных камней, янтаря и изделий из них", от 28.08.2000 N 768 "Об особенностях декларирования валюты и ценных бумаг, перемещаемых юридическими лицами", совместных Инструкций Центрального банка Российской Федерации и ГТК России от 13.10.1999 N 86-И и N 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров", от 04.10.2000 N 91-И и N 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров", от 16.08.2001 N 148-П и N 01-11/22 "Положение об осуществлении таможенно-банковского валютного контроля за экспортом кредитными организациями аффинированного золота и серебра", а также иными нормативными правовыми актами ГТК России.
Основное таможенное оформление товаров, поименованных в п. 1.2 настоящей технологической схемы, включает:
а) Этап приема, регистрации и учета грузовых таможенных деклараций. На этапе проводится:
- проверка соблюдения условий, необходимых для принятия ГТД, включая проверку соблюдения порядка совершения предварительных операций;
- прием ГТД и других документов, подлежащих обязательному представлению, а также электронной копии ГТД;
- проверка документов, подтверждающих уплату таможенных платежей либо обеспечение уплаты таможенных платежей;
- проверка соблюдения декларантом установленных сроков подачи ГТД;
- регистрация ГТД в установленном нормативными правовыми актами ГТК России порядке. Регистрация ГТД при оформлении наличной валюты и ценных бумаг осуществляется в отдельном журнале в порядке, предусмотренном для учета документов ДСП по отдельно выделенному массиву номеров;
- проверка ГТД и ее электронной копии на соответствие действующим правилам заполнения ГТД согласно заявленному таможенному режиму, а также сверка соответствия электронной копии ГТД ее бумажному носителю;
- учет ГТД, по которым таможенное оформление не завершено.
После завершения проверки ГТД и ее электронной копии уполномоченный сотрудник СТП, осуществляющий первый этап, на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой "1" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и передает ГТД с комплектом документов, прилагаемых к ней, на следующий этап. Указанный сотрудник СТП не может выполнять иные функции по осуществлению таможенного оформления и таможенного контроля и должен быть уполномочен производить этап приема, регистрации и учета ГТД распоряжением по Центральной акцизной таможне.
б) Этап контроля за правильностью определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД России и страны происхождения, а также соблюдения мер нетарифного регулирования и правильности их оформления.
На этапе проводится:
- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в ГТД, для целей классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России;
- проверка документов и сведений, подтверждающих соблюдение мер нетарифного регулирования;
- контроль за наличием классификационных решений при их необходимости;
- проверка соответствия заявленных сведений о товарах данным, содержащимся в предварительном решении по классификации товаров;
- проверка документов и сведений, подтверждающих происхождение товаров, а также контроль за достоверностью сведений о стране происхождения товаров;
- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в ГТД, в целях соблюдения мер нетарифного регулирования;
- проверка наличия в ГТД, контракте, инвойсе (спецификации) и т.д. конкретного описания товаров на ассортиментном уровне, позволяющего идентифицировать товары на уровне десяти знаков кодов в соответствии с ТН ВЭД России, а также с аналогичными товарами, указанными в соответствующих справочниках и каталогах;
- контроль за соблюдением условий помещения товаров под соответствующий таможенный режим (за исключением определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей);
- контроль за достоверностью и полнотой сведений, заявленных в ГТД, для других таможенных целей, за исключением сведений о таможенной стоимости, таможенных платежах и сведений, используемых для осуществления валютного контроля;
- проверка документов и сведений, необходимых для таможенного контроля, за исключением документов и сведений о таможенной стоимости, таможенных платежах и документов и сведений, необходимых для валютного контроля.
Сотрудник СТП после завершения контроля на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой "2" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и передает ГТД с комплектом документов, прилагаемых к ней, на следующий этап.
в) Этап валютного контроля и контроля таможенной стоимости.
На этапе проводится:
- проверка наличия всех документов, необходимых для целей валютного контроля;
- проверка соответствия условий внешнеторговых договоров и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации;
- проверка соответствия наименований и реквизитов сторон внешнеторговых договоров (печати, юридические и фактические адреса, должности, фамилии и подписи уполномоченных лиц), указанных в различных документах;
- проверка соответствия сведений, заявленных в ГТД, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля;
- проверка правильности выбора декларантом метода определения таможенной стоимости;
- проверка правильности заявления таможенной стоимости товаров в соответствии с выбранным методом определения таможенной стоимости и представляемыми документами, ее подтверждающими, а также анализ документов, предъявленных декларантом для подтверждения заявленной им таможенной стоимости товаров, с точки зрения их достоверности и полноты для подтверждения всех составляющих таможенной стоимости;
- сбор дополнительных сведений от декларанта, необходимых для выяснения обстоятельств сделки, повлиявших на цену сделки, а также для подтверждения таможенной стоимости или для обоснования оценки товара по методам 2 - 6;
- определение взаимозависимости между участниками сделки, а также ее влияние на цену сделки;
- при наличии скидок по условиям контракта проверка наличия конкретных сведений об этом в контракте и счете - фактуре (инвойсе), с указанием условий их предоставления;
- корректировка таможенной стоимости в ходе таможенного оформления в случаях, отнесенных нормативными актами ГТК России к компетенции СТП, и внесение соответствующих изменений в электронные копии ГТД и декларации таможенной стоимости (далее - ДТС);
- временная (условная) оценка товара при отсутствии необходимого документального подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости и соответствующая корректировка таможенной стоимости;
- проверка соответствия сведений, содержащихся в паспорте сделки (далее - ПС), требованиям, предъявляемым к его таможенному оформлению и условиям внешнеторгового договора, а также его заверения.
Сотрудник СТП после завершения контроля на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой "3" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и передает ГТД с комплектом документов, прилагаемых к ней, на следующий этап.
г) Этап контроля таможенных платежей.
На этапе проводится проверка:
- наличия у лица, ответственного за уплату таможенных платежей, задолженности по уплате таможенных платежей, процентов за представляемую отсрочку или за рассрочку уплаты таможенных платежей по ранее произведенным поставкам, сумм штрафов при совершенных нарушениях таможенных правил, пени за просрочку уплаты таможенных платежей (при задолженности товары и транспортные средства подлежат выпуску только после ее полного погашения);
- правильности заполнения ГТД и ее электронной копии, полноты и достоверности заявленных в ней сведений, влияющих на исчисление таможенных платежей;
- обоснованности заявленных тарифных и (или) налоговых льгот и преференций, документов, подтверждающих заявленные льготы либо устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты таможенных платежей, при наличии соответствующих документов;
- соблюдения условий заявленного таможенного режима по уплате таможенных платежей либо обеспечения их уплаты;
- правильности исчисления таможенных платежей;
- правильности уплаты таможенных платежей, включая заполнение реквизитов платежного документа на уплату таможенных платежей, а также соответствие сумм, указанных в платежных документах по видам таможенных платежей, суммам, начисленным в ГТД;
- проверка фактического поступления денежных средств на счета таможни в случае, если денежные средства должны были уже поступить на счета таможенного органа к моменту таможенного оформления;
- начисление пени за просрочку уплаты таможенных платежей в случае непоступления денежных средств, которые должны поступить на счета таможни к моменту таможенного оформления.
Сотрудник СТП после завершения контроля на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой "4" делает запись "Проверено", проставляет дату, время окончания проверки, подпись, оттиск личной номерной печати и передает ГТД с комплектом документов, прилагаемых к ней, на следующий этап.
д) Этап таможенного досмотра и выпуска товаров.
На этапе проводится:
- проверка правильности проведения предыдущих этапов таможенного оформления и контроля;
- принятие решения о таможенном досмотре;
- проведение таможенного досмотра и фиксирование его результатов, при этом таможенный досмотр проводится в отношении всех партий ввозимых из дальнего зарубежья товаров, помещаемых под таможенный режим выпуска для свободного обращения;
- завершение таможенного оформления путем принятия решения о выпуске или невозможности выпуска товаров и транспортных средств в соответствии с заявленным таможенным режимом.
После проведения досмотра на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой "5" сотрудником СТП, осуществляющим выпуск товара, делается запись "Досмотрено" с указанием номера акта таможенного досмотра, в котором зафиксированы результаты досмотра, ставится дата, подпись и оттиск личной номерной печати. Записи, сделанные на оборотной стороне первого листа ГТД под цифрой "5", дублируются в графе "С" основного листа ГТД и заверяются личной номерной печатью. Решение о необходимости досмотра может приниматься и на предыдущих этапах таможенного оформления и таможенного контроля. В этом случае сотрудник СТП на оборотной стороне ГТД делает запись "С досмотром", указывая краткое обоснование такого решения, и информирует об этом сотрудника СТП, ответственного за направление на досмотр.
После завершения досмотра сотрудник СТП, его проводивший, передает сотруднику СТП, ответственному за выпуск, документы и сведения, подтверждающие результаты досмотра.
Начальник отдела таможенного оформления и таможенного контроля или лицо, его замещающее, может принять решение о проведении таможенного досмотра после любого этапа таможенного контроля.
Решение о выпуске товаров принимается начальником отдела таможенного оформления и таможенного контроля СТП (далее - ОТО и ТК СТП) либо сотрудником СТП, им уполномоченным, и подтверждается проставлением штампа "Выпуск разрешен" на ГТД, а также в транспортном документе с указанием номера ГТД в его правом верхнем углу. Штамп и номер ГТД заверяются оттиском личной номерной печати сотрудника СТП.
В случае, если выпуск проводится сотрудником, уполномоченным начальником ОТО и ТК СТП, личный контроль в целях предотвращения случаев недостоверного декларирования при таможенном оформлении товаров и транспортных средств осуществляется начальником ОТО и ТК или лицом, его замещающим, до выпуска товаров путем проставления записи в графе "Д" первого экземпляра ГТД "Проверено, замечаний нет", заверенной подписью и личной печатью.
2.2. Допускается проведение четырех документальных этапов (2 - 5) основного таможенного оформления и таможенного контроля одним сотрудником СТП, при условии, что этот сотрудник СТП не принимает участие в приеме, регистрации и учете ГТД, а также не участвует в проведении таможенного досмотра.
Сотрудник СТП, принимающий решение о выпуске товаров и транспортных средств, может принимать участие в проведении досмотровых операций при условии проведения досмотра 2-мя сотрудниками СТП, один из которых не принимает участие в проверке ГТД и принятии решения о выпуске товаров и транспортных средств.
При таможенном оформлении наличной иностранной валюты и валюты РФ, а также ценных бумаг допускается проведение всех этапов таможенного оформления и таможенного контроля, кроме первого, а также проведение таможенного досмотра одним сотрудником СТП.
Закрепление сотрудников СТП за проведением досмотровых операций и других этапов основного таможенного оформления и таможенного контроля производится отдельным распоряжением начальника СТП.
Согласно Указу Президента РФ№ 742 от 21 июня 2001 года Президента РФ «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» таможенное оформление ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней, Клеймение ввозимых в Российскую Федерацию изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при предъявлении органам пробирного надзора соответствующих документов, подтверждающих уплату таможенных платежей в соответствии с заявленным таможенным режимом. Порядок клеймения указанных изделий, находящихся под таможенным контролем, определяется Федеральной таможенной службой совместно с органами пробирного надзора.
 
 
 
Российская Государственная Пробирная Палата
 В настоящее время в структуру Палаты входят 16 государственных инспекции пробирного надзора и четыре филиала, осуществляющие функции государственного пробирного надзора в соответствующих районах деятельности. Целью деятельности пробирного надзора является защита прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей указанных изделий от недобросовестной конкуренции, а также защита государственных интересов в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней
 
Клеймение, государственный контроль драгоценных металлов и драгоценных камней.
 
ПОРЯДОК ОПРОБОВАНИЯ И КЛЕЙМЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ

В соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоце-нных камнях" и в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бы-товых изделий из драгоценных металлов, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства Правительство Российской Федерации постановляет:
   1. Установить, что все изготовляемые на территории Российской Федерации ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, а также указанные изделия, ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи, должны соответствовать пробам, определенным настоящим Постановлением, и быть заклеймены государственным пробирным клеймом.
    Клеймению государственным пробирным клеймом подлежат изделия, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и цветных камней, других материалов природного или искусственного происхождения или без них, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и культа и / или для декоративных целей, выпол-нения различных ритуалов и обрядов, а также изготовленные из драгоценныхметаллов памятные, юбилейные и другие знаки и медали, кроме памятных монет, прошедших эмиссию, и государственных наград, статут которых определен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
   2. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации осуществляется Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов Российской Федерации, образованной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 106.
   3. Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов представляются на опробование и клеймение их изготовителем, а ввезенные на территорию Российской Федерации для продажи указанные изделия -организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими ввоз этих изделий.
   4. Достоинство сплава, из которого изготовлены изделия, определяется  пробой, показывающей количество массовых частей драгоценного металла в тысяче массовых частей сплава.
   5. Правила клеймения, порядок проведения других связанных с этим работ, знаки государственных пробирных клейм, а также инструкции и  методические указания по проведению опробования, отбора проб и анализов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
   6. Клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов иностранного производства, ввезенных на территорию Российской Федерации, осуществляется только при предъявлении заключения российских таможенных органов об уплате всех таможенных платежей, выданного в соответствии с нормативными актами Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
   7. Решение об опробовании и клеймении изделий, не прошедших полный технологический цикл, принимается в порядке, устанавливаемом Министерством финансов Российской Федерации.
    8. В Российской Федерации для ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов устанавливаются следующие пробы:
   
       платиновая              950 (девятьсот пятидесятая)

       платиновая              900 (девятисотая)

       платиновая              850 (восемьсот пятидесятая)

       золотая                 999 (девятьсот девяносто девятая)

       золотая                 958 (девятьсот пятьдесят восьмая)

       золотая                 750 (семьсот пятидесятая)

       золотая                 585 (пятьсот восемьдесят пятая)

       золотая                 500 (пятисотая)

       золотая                 375 (триста семьдесят пятая)

       серебряная              999 (девятьсот девяносто девятая)

       серебряная              960 (девятьсот шестидесятая)

       серебряная              925 (девятьсот двадцать пятая)

       серебряная              875 (восемьсот семьдесят пятая)

       серебряная              830 (восемьсот тридцатая)

       серебряная              800 (восьмисотая)
   
       палладиевая             850 (восемьсот пятидесятая)

       палладиевая             500 (пятисотая).

   9. Допускается изготовление изделий из золота 583-й пробы по заказам граждан из принадлежащих им ювелирных и других бытовых изделий из золота этой пробы.

   На территории Российской Федерации имеют хождение и реализуются ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, изготовленные и клейменные ранее в соответствии с порядком, действовавшим до утверждения настоящего Постановления.

   При необходимости переклеймение изделий, прошедших клеймение до введения метрической системы мер, производится в соответствии с настоящим Постановлением.

   10. Производство или продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, не соответствующих ни одной из установленных проб, не допускается.

Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, в том числе ввезенные в Российскую Федерацию для продажи, имеющие пробу ниже одной из установленных настоящим Постановлением для соответствующего драгоценного металла проб, должны быть заклеймены по ближайшей нижней установленной пробе. Изделия, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы, не подлежат клеймению и реализации как изделия из  драгоценных металлов.

 

   11. Припои, применяемые при пайке ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов, должны быть изготовлены на основе тех же драгоценных металлов, что и сплавы, из которых изготавливаются изделия.

   Припои для ювелирных и других бытовых изделий из золота и платины должны иметь ту же пробу, что и основной сплав. Припой для ювелирных и других бытовых изделий из серебра должен иметь пробу не ниже 650.

   Допускается использование специального припоя, не содержащего драгоценных металлов, для пайки цепочек, изготовляемых на автоматах, при условии обеспечения пробы указанных цепочек в пределах установленных проб.

   12. Ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов не должны содержать частей, изготовленных из недрагоценных металлов, за исключением:

   механизмов часов, зажигалок и подобных изделий, которые не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам;

   лезвий ножей, винтовых частей штопоров и подобных частей изделий, которые не могут быть изготовлены из драгоценных металлов;

   пружин;
   осей шарниров;
булавок брошей и подобных изделий.

   13. Разрешается использование неметаллических частей (вставок, эмали, черни) в ювелирных и других бытовых изделиях из драгоценных металлов при условии, что по виду они четко отличаются от драгоценных металлов. Эти части не должны иметь покрытия или цвета, напоминающих драгоценные металлы. Допускается заполнение неметаллическими материалами ручек ножей, вилок и других столовых приборов в количествах, необходимых для их закрепления, в других случаях заполнение полостей в изделиях неметаллическими материалами не допускается.

   14. Изготовители, расположенные на территории Российской Федерации, предъявляют ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов для опробования и клеймения без частей из неметаллических материалов (вставок); со вставками указанные изделия предъявляются ими в исключительных случаях.

   15. Допускается покрывать слоем родия ювелирные и другие бытовые изделия из сплавов белого золота, серебра или платины при условии, что эти изделия клеймятся, как золотые, серебряные или платиновые соответственно. Допускается покрывать слоем золота ювелирные и другие бытовые изделия из серебра. Указанные изделия клеймятся, как серебряные.

   16. В соответствии с настоящим Постановлением не подлежат клеймению следующие изделия:
   ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, имеющие историческое или археологическое значение;

   мелкие насечки (инкрустация) золотом и серебром на оружии, вазах, блюдах, шкатулках, 
предметах религиозного культа и подобных предметах;
   самородки драгоценных металлов - природные минеральные образования драгоценных металлов, используемые в качестве украшений (вставок, накладок, подвесок и т.п.) в ювелирных и других бытовых изделиях. Такие изделия должны быть обеспечены сертификатами на самородки драгоценных металлов, оформляемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
   сусальное золото, сусальное серебро, состав сплавов которых устанавливается государственными стандартами;
   приборы, лабораторная посуда и прочие изделия, изготовляемые из драгоценных металлов и предназначенные для научных, производственных, медицинских и других специальных целей. Эти изделия должны быть снабжены маркой, этикеткой или штампом организации-изготовителя, на которых указывается символ металла и другие данные в соответствии со 
стандартами. Состав сплавов, из которых изготавливаются указанные изделия, регламентируется стандартами или техническими условиями.
   17. Организации и индивидуальные предприниматели, изготавливающие ювелирные и другие бытовые изделия из драгоценных металлов, обязаны иметь именники, знаки которых определяются в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке, и ставить их оттиски на производимых ими изделиях.
  Оттиски именника на полированной металлической пластинке вместе с заявлением изготовителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов ежегодно представляются для регистрации в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке. Использование незарег-истрированных именников запрещается.
   18. В подпункте 45 пункта 6 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 11, ст. 1288), исключить слова: 
"устанавливает размеры пробирной платы за опробование и клеймение изделий 
из драгоценных металлов, а также экспертизу материалов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни".
Во многих странах, например, в США, Турции, Китае, Индии, вообще нет практики клеймения. Подлинность продукции там защищена гражданскими законами. В Великобритании, Швейцарии, Франции, Испании, Португалии, Голландии, Объединенных Арабских Эмиратах и Египте установлен государственный пробирный надзор, опробование и клеймение осуществляются под контролем государства. При этом в Великобритании нет обязательного клеймения ювелирных изделий из золота весом менее 1 грамма и изделий из серебра весом менее 7,78 грамма. В других странах существует аналогичная практика, отличающаяся только величиной предельно допустимого веса.
В Германии и Италии обязательное клеймение осуществляет изготовитель, зарегистрированный в Торговой палате и получивший на Монетном дворе именное клеймо ювелирного изделия, либо импортер. Во Франции только высокопробные изделия из золота 750-й, 985-й пробы клеймятся государством, остальные клеймятся изготовителями.
 
Основные выводы доклада:
1.     Импортёр по сравнению с российским производителем находится в довольно интересном положении, налицо со стороны государства выстроен защитный (протекционизм) барьер для импортных драгоценных изделий. В конечном счёте этот барьер отражается на цене ввозимого изделия и рядовой потребитель будет вынужден заплатить больше за импортный камень или ювелирное изделие, чем за российский аналог.
2.     Как уже было сказано выше, количество мест доставки во всей России ограниченное   - всего 5 специализированный таможенных постов. Данные посты не справляются со своей задачей по оформлению, так как мощность данных постов не адекватна количеству оформляющихся грузов на них. Поэтому импортёр вынужден тратить свое драгоценное время в очереди.
3.     Прежде чем доставить импортные драгоценности на специализированный таможенный пост необходимо обратиться к таможенному перевозчику. Подобных перевозчиков не так много и они являются на рынке монополистами, поскольку невозможно иным способом доставить груз до места оформления. Стоимость их услуг довольно высокая, ну а скорость в сезон составляет желать лучшего. Поэтому импортёр вынужден снова  ждать своей очереди, когда его груз перевезут на пост и он сможет начать оформление.
4.     Клеймение: по закону клеймятся как импортная, так и отечественная продукция. Сегодня клеймо на изделие может ставить только государственный орган в лице Пробирной палаты. К сожалению, инспекций Пробирной палаты на всю Россию всего шестнадцать и 4 филиала. А ювелирных компаний уйма, и их количество с каждым днем растет. Пробирная палата зачастую просто не справляется с потоком продукции, особенно в сезон. Вот и приходится ювелирам тратить драгоценное время и деньги, чтобы добраться до ближайшей инспекции, которая иногда находится в другом округе, а потом ждать своей очереди.
5.     До сих пор нет внятных инструкций по государственному контролю драгоценных металлов и драгоценных камней, ввозимых в Российскую Федерацию.
6.     Для импортёра осуществляется двойной контроль изделий. Поштучно пересчитываются государственными контролёрами при таможенном оформлении, и второй раз при клеймении.
7.      Очень важным благоприятным результатом действий ФТС  является уменьшение количества «серых» импортёров драгоценных камней, металлов, бижутерии. Это связано с жёстким контролем фирм-импортёров на ЦАТ при их регистрации в качестве участника ВЭД.
 
 
   Доклад представлен 31 октября 2008 г. в рамках Деловой программы выставки Гильдии ювелиров России в Манеже (30.10.08-03-11.08).
Автор: Евгений Агейкин,
руководитель отдела продаж компании «Юнитрейд»
ЗАО «Торговый Дом «Юнитрейд»
115114, Россия, Москва Дербеневская набережная, д.7 стр.2
Тел. +7 (495) 620-49-49 Факс +7 (499) 929-81-14 E-mail: info@unitrade.su
www.unitrade.su
190000, Россия, Санкт-Петербург, Адмиралтейская набережная, д. 10-А, 1-Н
Тел. +7 (812) 333-52-58 Факс. +7 (812) 333-37-82 E-mail: spb@unitrade.su
 

 


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Name:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?






Архив опроса