Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов предложил Президенту России комплекс мер по развитию высокотехнологичных компаний

Отправлена: ser, в 01/06/2020, в категорию "Новости бизнеса и компаний"

Краткое содержание:

Борис Титов предложил Президенту России комплекс мер по развитию высокотехнологичных компаний

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов представил очередной ежегодный доклад Владимиру Путину о проблемах российского бизнеса. В 2020 году в его состав вошел специальный доклад по проблемам регулирования и правоприменительной практики, сдерживающим развитие высокотехнологических компаний в Российской Федерации.

Спецдоклад подготовлен Экспертным центром при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей и аппаратом общественного омбудсмена в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров при участии Института экономики роста им. П.А. Столыпина и Ассоциации быстрорастущих технологических компаний (национальных чемпионов).

В последние годы в России сформировался особый сектор частных высокотехнологичных компаний, констатируется в докладе. Они работают в сфере машиностроения, ИКТ, электроники, приборостроения, агротехнологий, фармацевтики, биотехнологий, медицинской техники, новых материалов и химии. В России такие компании находятся в уязвимом положении, поскольку большинство из них быстро перерастает критерии МСП, лишаясь государственной поддержки, но до масштабов крупных системообразующих предприятий им еще предстоит дорасти. Но именно они имеют перспективы стать глобальными лидерами в своих технологических сферах.

«Очевидно, что чем больше в стране таких компаний, тем выше конкурентоспособность всей экономики, - отметил Борис Титов. – Тем более в условиях Однако в настоящем подобные российские компании демонстрируют показатели добавленной стоимости на 1 предприятие и 1 занятого в разы меньшие, чем их конкуренты в развитых странах».

«В России данные компании находятся в уязвимом положении, поскольку большинство из них быстро перерастает критерии для субъектов малого и среднего предпринимательства, лишаясь соответствующей государственной поддержки, но, при этом до масштабов крупных системообразующими компаний им еще предстоит дорасти, то есть, они попадают в своеобразную «долину смерти», - добавляет общественный омбудсмен в сфере защиты прав высокотехнологичных компаний-лидеров Наталья Попова. - Для того, чтобы частные высокотехнологичные компании смогли наилучшим образом раскрыть свой потенциал, необходимо совершенствование российского законодательства и правоприменительной практики».

Меры стимулирования, предложенные в докладе, делятся на несколько блоков.

В числе прочего предлагается ввести в законодательство единое понятие «высокотехнологичных компаний», а затем предусмотреть для них специальные меры поддержки, особое налоговое, таможенное и валютное регулирование, дополнительные возможности в части режима «регуляторных песочниц».

Бизнес-омбудсмен предлагает создать специальную налоговую инспекцию, работающую с высокотехнологичными компаниями, а в профилях и моделях рисков налоговых правонарушений предусмотреть особенности формирования налоговой базы субъектов инновационного предпринимательства.

Титов предлагает повысить до 2 коэффициент по расходам высокотехнологичных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Сейчас данный коэффициент составляет 1,5, то есть налогоплательщик вправе включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в размере фактических затрат, умноженных на 1,5. При этом число видов деятельности, по которым может применяться данный коэффициент, ограничен. Кроме того, предлагается закрепить в Налоговом кодексе РФ право применять вычеты по НИОКР с коэффициентом по факту понесенных расходов, без необходимости ожидать результат НИОКР.

Помимо этого, Борис Титов просит о пониженной ставке налога на прибыль организаций в отношении прибыли, полученной от экспорта результатов интеллектуальной деятельности (по аналогии с распространенными в мировой практике "patent box", "innovation box"). На первом этапе предлагается опробовать указанную льготу на российских экспортерах, а в дальнейшем распространить ее на внутренние операции.

Отдельным блоком идут предложения о создании льготных кредитных программ для высокотехнологичных компаний - с процентной ставкой не выше 5% годовых на срок не менее 7-10 лет на цели инвестиционного развития новых производственных объектов, покупку технологий и оборудования в приоритетных секторах. По мнению Титова, сейчас большая часть существующих мер финансовой поддержки в России распространяется на предприятия малого и среднего бизнеса, в то время как многие высокотехнологичные компании-лидеры имеют выручку более 2 млрд рублей.

Титов предлагает ввести квоту в размере не менее 20% на закупку отечественной высокотехнологичной продукции государственными корпорациями и госорганами. В докладе отмечается, что в России предусмотрена обязанность по закупке инновационной продукции только для ограниченного числа заказчиков - всего 88 компаний, утвержденных постановлением правительства №475-р от 21 марта 2016 года. В то же время в законодательстве отсутствуют эффективные механизмы государственных закупок в рамках доконкурентных закупок и государственных заказов инновационных решений.

Наконец, отдельный акцент делается на такой животрепещущий вопрос, как упрощение регистрации медицинских изделий. Предлагается упростить внесение изменений в разрешительные документы на медизделия в случае изменений, например, в комплектующих и расходных материалах, не требующих дополнительных испытаний. Проводить оценку соответствия медизделий аналогично мировой практике уполномоченным органом, аккредитованном в установленном порядке, без участия органа государственной власти.

Сейчас основным препятствием на пути вывода инновационных медицинских изделий на рынок является экспертиза безопасности и эффективности, которая по закону осуществляется Национальным институтом качества и Всероссийским научно-исследовательский и испытательный институтом медицинской техники. "При этом процедура вывода медицинских изделий отличается значительной стоимостью и существенными временными затратами (6-12 месяцев) при отсутствии процедуры "быстрых треков", - констатируется в докладе.

Источник: пресс-служба Бориса Титова


Как Вы оцениваете эту статью?

Отправитель

Отправьте Ваши комментарии
Имя:
E-mail:
Комментарии:
Insert Cancel
Опрос дня
Как преодолеть кризис?

Архив опроса